Telegram / Viber / WatsApp +7 983-310-38-10 rashodanet@gmail.com

В последнее время получает все большее и большее распространение новая экономическая модель — совместное использование различных ресурсов — автомобилей, недвижимости, даже самолетов.

Такая модель имеет несомненные преимущества, и практика показывает, что она привлекает внимание даже тех, кому незачем экономить. Эта модель называют экономикой «из рук в руки», но в среде экономистов она получила название «экономика совместного потребления» (sharing economy, или collaboration economy).

В том или ином виде, элементы этой модели присутствуют в жизни уже пару десятилетий. Начиная от групп совместных закупок, приобретения недвижимости на паях, и заканчивая открытым программным обеспечением, в доработке которого может принять участие любой специалист (так, например, начинала функционировать платформа Андроид). В последние годы эта экономическая модель стала шире. Если раньше больше всего была распространена схема работы «один производитель — миллионы потребителей), то теперь распространяется модель взаимодействия «миллионы с миллионами».

Пожалуй, зачинателями этой модели потребления были прокаты — зачем, например, каждому жителю дачного поселка иметь газонокосилку, если можно взять ее напрокат? Это разумный подход, но теперь такой подход несколько меняет структуру. Теперь так называемые «прокатные» услуги реализуются в формате «от многих к многим».

Примером расширения этой модели могут служить такие сервисы, как Bla-Bla-Car, когда расходы на поездку предлагается делить со спутниками. Сюда же можно отнести Uber, который предлагает владельцам личных автомобилей подработать извозом в свободное время. Или получающий все большее распространение вариант сдавать в аренду свою квартиру на время, когда сам уехал на дачу или в отпуск (сервис Airnbnb).

В информационной среде замечательный пример — Википедия, которая заполняется не сотрудниками какой-то компании, а множеством участников сетевого сообщества. И этот принцип использования экономисты считают целесообразным внедрять в самые разные сферы экономики.

«Основной принцип экономики совместного потребления – это «неиспользованный ресурс – потерянный ресурс», – дает еще одну формулировку Владимир Ковальский, гендиректор компании Medesk. В медицине это прежде всего дорогостоящее оборудование и высококвалифицированные врачи. Если обмениваться оборудованием между клиниками юридически и практически просто невозможно, то незагруженное время приема врача может и должно быть использовано. Технически это может быть реализовано любой формой дистанционного вовлечения врача в процесс осмотра, проведения операции, обучения или консультации коллег (из материала «Ведомости«).

По каким принципам формируется sharing economy

Самые привлекательные проекты экономики совместного потребления могут развиться в коммерческих областях, где ресурсы стоят больших денег. Если для обычного человека ресурсы, которые он может предложить в совместное использование, это жилье и автомобиль, то в большем масштабе это могут быть, например, онлайн-консультации врачей, которым те могут посвятить время, свободное от занятости на основной работе, или в перерывах между пациентами, если есть «окно». Разработкой модели медицинских онлайн-консультаций в последнее время плотно занимаются в России, и эта модель не только даст возможность использовать возможности высококвалифицированных специалистов наиболее эффективно, но и доступ к консультативной помощи высокого качества жителями любых регионов, где нет локальных специалистов такого масштаба.

В индустриальном масштабе модель «многие — многим» наиболее ярко реализуются на таких e-commerce площадках, как e-Bay и Alibaba, которые предоставляются ресурсы для того, чтобы многие продавцы нашли многих покупателей по всему миру. Такие платформы развиваются очень мощно и имеют высокую рыночную стоимость. IPO компании Alibaba, которое состоялось в 2014 году, стало крупнейшим в истории и принесло компании 25 млрд$.

В 2017 году была запущена e-commerce площадка Dealshaker, которая предполагает не только бизнес-модель «многие для многих», но и торговлю товарами и услугами за криптовалюту, чего никто до этого не делал. За первые три месяца работы на площадке начали работу более 26 тысяч мерчантов, потенциал же площадки очень велик — компания имеет потребительскую сеть больше 3 млн человек и планирует довести ее до 10 миллионов. Владелец площадки анонсировал выход на IPO в середине 2018 года.

Если с самого начала экономика совместного потребления возникала как некая модель не только социальной помощи, но и социального взаимодействия (сдается на несколько дней туристам комната или кровать в квартире с хозяевами, таким образом предлагая не только место для ночлега, но и площадку для общения), то теперь гораздо большим спросом пользуются сервисы, где можно не только экономить, но и, по возможности, свести общение к минимуму.

Исследования показывают, что туристы чаще предпочитают снять квартиру без хозяев и соседей, а в модели совместных поездок мало кого интересует возможность общения с водителем. Площадки «многие для многих», тот же e-Bay, давно превратились из условной доски объявлений в ресурсы, где активно работают крупные продавцы. Это же можно сказать о российских площадках типа Avito.

То есть на данном этапе экономика совместного потребления — это уже не экономика взаимопомощи, а вполне коммерческий сектор, где участники продают свои услуги за приличные деньги.

Чем готовы делиться люди в экономике совместного потребления

Больше половины европейцев из вполне благополучных Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании не прочь поделиться своим имуществом с другими – правда, за определенную плату, выяснил в ходе собственного исследования автоконцерн Ford, как и другие производители сильно интересующийся новыми экономическими моделями. По его данным, 55% готовы предоставить в пользование другим людям свой автомобиль, 44% – свой дом, 31% – мобильный телефон, а 17% – собаку! Большинство опрошенных (78%) также готовы подвозить других на своем автомобиле (это называется райдшеринг) или доставлять посылки (78%). При этом они сами согласны воспользоваться преимуществами рационального использования ресурсов: например, 72% опрошенных готовы использовать сервисы каршеринга – краткосрочной аренды автомобилей.

В сторону совместного использования вынуждены смотреть и представители традиционного бизнеса. Например, крупнейшие операторы автопроката в Европе уже запустили несколько проектов, связанных с каршерингом, в их числе Ford и Eurocar. Так же получают развитие проекты, где водители могут по дороге на работу и обратно захватить не только попутчиков, но и посылки.

Размеры рынка и конкуренция с традиционной экономикой

Доходы европейских предприятий, относящихся к пяти ключевым секторам экономики совместного потребления, по подсчетам сети компаний PwC, в 2015 году составили 4 млрд евро, а общий объем прошедших через нее транзакций – 28 млрд евро. Самая большая выручка — в секторе транспортных услуг, вторым по объему идут платформы по совместному использованию недвижимости.

Размер выручки в этом секторе растет так стремительно, что традиционный бизнес начал беспокоиться и призывать регуляторов что-то сделать с этим полустихийным рынком. Под давлением отельеров в некоторых странах власти ограничивают деятельность Airbnb, сервис Uber уже неоднократно пытались закрыть, чтобы не лишить выручки таксистов.

Несмотря на это, Uber и Airbnb стали брендами со стоимостью $68,5 млрд и $30 млрд. Как показывает опыт, попытки законодателей бороться со стихийной экономиков редко удавались. Гораздо правильнее придать этой экономике цивилизованный вид. Например, если регуляторы ссылаются на то, что невозможно контролировать качество услуг в секторе аренды жилья, то ту же регуляторную функцию с успехом заменяют живые отзывы пользователей. Даже минимально недовольный клиент не преминет в красках расписать недостатки жилья на сервисе, где он это жилье отыскал.

Поэтому будущее у экономики совместного потребления, безусловно, есть и мы сможем наблюдать, как эта модель будет охватывать все большие секторы экономики.


В статье частично использованы материалы и статистические данные издания «Ведомости»

 

Pin It on Pinterest

Share This